Экзамены в 5-е классы гимназий отменят уже в 2018-м

Подготовка к поступлению в гимназию

Министерство образования сообщило, когда решится волновавший многих вопрос о будущем гимназий.

— Уже принимается нормативно-правовой акт на уровне Совета Министров об отмене экзаменов в 5-е классы. Там будет прописан и механизм того, как дети будут зачисляться в гимназии. Сроки принятия этого документа — самые ближайшие. Информация будет сразу объявлена, выставлена на сайте Министерства образования, — сообщила на вопрос корреспондента «Комсомолки» пресс-секретарь Минобразования Людмила Высоцкая.

Также в 2018-м в продолжение инициатив прошлого года будет вестись работа по созданию новых программ и учебников. Это анонсировал в эфире канала «Беларусь 1» вице-премьер Василий Жарко:

— Новшеств, наверное, достаточно. Достаточно уже реформирования образования. Надо просто отладить то, что у нас уже создано. А именно, создать новые программы, новые учебники, которые были бы доступны для понимания и для усвоения. Потому что предыдущие учебники, часть из них, были перегружены материалом. Школьная программа должна быть освоена. Кто хочет дополнительно, может на факультатитве или дома позаниматься с родителями, или самостоятельно, или в кружки ходить. Но не перегружать.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Вопрос об отмене экзаменов в гимназии активно обсуждался. Позицию Министерства образования высказал на Республиканском педагогическом совете в конце августа 2017-го министр Игорь Карпенко, а потом он неоднократно ее повторял:

— Неправильно, что мы в гимназии принимаем с 5-го класса, проводим экзамены, которые вводят в стрессовое состояние учащихся. Надо грамотно продумать, как эта система будет функционировать. Пусть никто не пугается, гимназии закрывать мы не собираемся. Наоборот, те наработки, которые есть, будут поддержаны.

— Сегодня дети, поступающие после 4-го класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо, — отмечал в рамках дискуссии на тему будущего гимназий вице-премьер Беларуси Василий Жарко. — Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования. Эти вопросы не должны выпадать из поля зрения родителей и педагогов.

Вместе с тем, мнения на тему отмены гимназического образования в обществе разделились. Часть родителей поддерживала инициативы госструктур. Например, бизнесвумен Ругия Кенгерли так прокомментировала «Комсомолке» свое видение ситуации:

— Я против гимназий в таком виде, в котором они сейчас есть. Другое дело, если бы это было учебное заведение для действительно одаренных детей, знания которых гораздо выше их ровесников, и им просто скучно в обычной школе. Но ведь зачастую родители лезут из кожи вон, чтобы их чадо было в числе лучших! Например, нанимают репетиторов чуть ли не по всем предметам. И это в 4-м классе! Кроме того, многие хотят обучать детей в элитном заведении. Одна моя знакомая рассказывала, как пристроила своего ребенка в гимназию, где учатся отпрыски состоятельных людей. Мол, туда всех детей привозят на Infiniti, и ребенку там точно будет хорошо.

А вот и представитель не менее многочисленных сторонников другой позиции:

— Многие говорят про амбиции родителей. Мол, это им нужно поступление в гимназию, а не ребенку. Но каждый родитель хочет дать своему чаду хорошее образование! Разве это плохо? Да, дети, поступившие в гимназию, переживают стресс. Но они поступили, прошли тяжелые испытания, записались на различные факультативы… Можно сказать, что ребенок занимается тем, чем он хочет! А у детей, которые учатся в обычной школе, больше свободного времени, и они тратят его на не совсем полезные вещи. — говорила «Комсомолке» Елена, преподаватель одной минской гимназии.

Порой в рамках обсуждения темы задавались острые вопросы. Так, от официальных лиц звучало, что попадать в гимназию (сам этот тип учреждения образования упразднять не собирались) с 1 по 9 класс дети будут по прописке. И только в 10 класс придется сдавать экзамены.

— Все понимают, что гимназии, по сути, будут уничтожены, — говорил нам репетитор Евгений Ливянт. — Что такое набирать в гимназию по прописке? Мы сегодня провели опрос среди учеников, которые занимаются в нашем центре. Только 7 человека из 72 принадлежат по прописке к своей гимназии. 21 ученик добирается до гимназии 30 и больше минут. Люди выбирают гимназию сознательно, независимо от того, будут они добираться полчаса или час. Они хотят получить хорошее образование. В спорт, музыку или живопись идут заниматься не по прописке, а выбирают то, что соответствует амбициям и стремлениям. Многие гимназии просто не наберут учеников. Что будет с ними? Закроют? Или будем отмерять, кто ближе живет? Абсолютно бредовое решение.

А вот аргументы мамы и писательницы Евгении Пастернак, которая неоднократно поднимала тему изменения статуса гимназий в своих открытых письмах Министру образования Игорю Карпенко:

— Гимназии бесплатны, поступить в них может каждый. Да, могут быть претензии к экзаменам, так с экзаменами и надо разбираться, усовершенствовать их, но гимназии — это единственное, что хоть как-то дифференцирует обучение в нашей стране. Более того, в гимназию можно перейти в любом классе. Не поступил в пятом — можно пробовать и в шестом, и в седьмом… Но в стране с упразднением гимназий не останется ни одной школы, где могли бы получать образование на повышенном уровне талантливые физики, биологи, химики… Им тоже, как и талантливым спортсменам, нужна своя среда, лучшие учителя, сборы, стажировки и многое другое. И без того в нашей стране исчезли программы изучения предметов на углубленном уровне, остался лишь повышенный. Но и это вы тоже хотите отнять у наших детей.

— Но гимназии никто не закрывает! — передавали ответ министра на письмо Пастернак в пресс-службе Минобразования.

Добавим, что Игорь Карпенко уже говорил, что в гимназисты после 9 класса будут принимать по итогам независимой аттестации за курс базовой школы.

— Независимый экзамен сможет определить дальнейшую траекторию движения учащегося: пойдет он в гимназический класс, в гимназию, в лицей или продолжит образование в системе профессионально-технического образования, — цитировало Карпенко БелТА.

Также министр анонсировал объединение департамента контроля качества образования министерства и Республиканского института контроля знаний в агентство по контролю качества образования. Новая структура и должна стать центром, который сформирует в Беларуси систему независимой оценки качества образования. Кстати, в начале декабря президент дал согласие на назначение бывшего начальника Комитета по образованию Мингорсполкома Михаила Мирончика директором Департамента контроля качества образования Министерства образования. А главу РИКЗ Николая Феськова уволили по соглашению сторон буквально неделей раньше — его место занял быший министерский чиновник, а до недавнего времени ректор Частного института управления и предпринимательства Юрий Миксюк.

Игорь Карпенко в рамках обсуждения темы будущего гимназий обещал, что в результате нововведений ломки системы образования в целом не будет.