Как подготовить ребенка к школе, и где это можно сделать?
Единого мнения о необходимости подготовки ребенка к школе не существует. И неудивительно, ведь каждый выбирает удобный для себя вариант, например:
- Подготовка в группах на курсах по подготовке к школе
- Самостоятельная подготовка дома
- Подготовка к школе с репетитором
Но какой должна быть правильная подготовка к школе? Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку не просто выучить буквы, но и начать читать первые слова? Как научить ребенка внимательно слушать учителя и общаться со сверстниками?
Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу
Многие родители не знают, для чего вообще готовить ребенка к школе. Большинство считают главным в подготовке умение читать или писать. Но забывают о таких важных составляющих жизни, как самостоятельность, уверенность в себе. Согласитесь, что знание английского алфавита не поможет робкому первоклашке сказать учительнице, что ему нужно в туалет, а рассеянному – быстро решить, чем писать, если забыл пенал дома.
Бывает и так, что с ребенком много и упорно занимаются дома, а на собеседовании с педагогом, психологом и логопедом он не может ответить на простые вопросы из-за волнения перед незнакомыми людьми.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие (развитие памяти, внимания и особенно интеллекта) .
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. (сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у ребенка непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению (воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний).
Подготовка к школе должна помочь ребенку созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста.
Итак, что должен знать и уметь ребенок уже перед школой?
Он должен называть:
- ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
- Самые распространенные растения, животные;
- Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году; Цвета, виды спорта и популярные профессии;
- Имена известных писателей, поэтов;
- Основные правила дорожного движения;
- Праздники.
Он должен понимать разницу между:
- «право» и «лево»;
- улицей, городом и страной;
- фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
- зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
- буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
Он должен уметь:
- Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
- Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
- Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
- Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
- Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
- Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
- Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
- Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.
Критерии подготовленности ребенка к школе:
- Нормальное физическое развитие и координация движений.
Достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой
- Желание учиться
Наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
- Управление своим поведением.
Способность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке, целенаправленное наблюдения явлений и запоминания информации.
- Владение приемами умственной деятельности.
Владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала
- Проявление самостоятельности.
Стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи
- Отношение к товарищам и взрослым.
Умение работать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми, считаться с интересами и желаниями окружающих.
- Отношение к труду.
Сформированное желание трудиться для себя и других, осознание ответственности и важности выполняемого поручения.
- Умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и другими ребятами. Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных подготовительных курсах или с индивидуальным преподавателем.
Подготовка к школе в домашних условиях
Главное в домашней подготовке – не гнаться за формальными результатами, т.к. каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные особенности.
Не используйте фразу «ты должен» и не сравнивайте с другими детьми – этим можно спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Нужно превратить процесс в удовольствие через веселую игру.
Чтобы у ребенка появилось понимание ценности обучения можно делать простые на первый взгляд вещи, которым многие не уделяют должного внимания: общаться с ребенком как можно больше, отвечать на его вопросы, уделять ему, вместе читать. Обучать можно на прогулке на улице, считая лужи или машины. На домашние занятия могут приходить любимые игрушки и герои сказок. После просмотра мультиков можно обсудить, что понравилось, а что нет, кто из персонажей был прав, кто- нет. Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Также важно учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.
Слишком сильно давить, заставляя что-то учить до школы, нельзя. Результаты будут только негативными. Поэтому просто любите своих детей, наблюдайте и в меру сил обучайте. Если же возникнут проблемы, всегда можно обратиться за помощью к профессиональному педагогу.
Чем репетитор лучше мамы или папы?
Большинство считают, что научить писать, читать и считать под силу и родителям. Да, это возможно, однако бывает так, что непрофессиональный подход становится началом конца и напрочь лишает ребенка желания хорошо учиться. Мамы и папы не имеют достаточно терпения, да и объяснить тот или иной феномен для них порой очень непросто.
Репетитор для дошкольника – профессиональный педагог, владеющий методиками преподавания дисциплин в младшей школе и ориентирующийся в возрастных особенностях именно этой категории детей.
Плюсы подготовки к школе с репетитором
- профессиональный подход к урокам;
- концентрация именно на самом занятии (ведь мама обычно отвлекается на массу посторонних дел);
- возможность повысить самооценку ребёнка и его уверенность в себе;
- доступные пояснения материала с учётом индивидуальных особенностей конкретного малыша.
Безусловно, заниматься с ребенком дома нужно, но для более успешной подготовки можно выбрать профессионала, который будет работать с будущим первоклассником.