Как подготовить ребенка к школе, и где это можно сделать?

Единого мнения о необходимости подготовки ребенка к  школе не существует.  И неудивительно, ведь каждый выбирает удобный для себя вариант, например:

  • Подготовка в группах на курсах по подготовке к школе
  • Самостоятельная подготовка дома
  • Подготовка к школе с репетитором

Но какой должна быть правильная подготовка к школе?  Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку не просто выучить буквы, но и начать читать первые слова? Как научить ребенка внимательно слушать учителя и общаться со сверстниками?

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Многие родители не знают, для чего вообще готовить ребенка к школе. Большинство считают главным  в подготовке умение читать или писать. Но забывают о таких важных составляющих жизни, как самостоятельность, уверенность в себе.  Согласитесь, что знание английского алфавита не поможет  робкому первоклашке сказать учительнице, что ему нужно в туалет, а рассеянному – быстро решить, чем писать, если забыл пенал дома.

Бывает и так, что с ребенком много и упорно занимаются дома,  а на собеседовании с педагогом, психологом и логопедом он не может ответить на простые вопросы из-за волнения перед незнакомыми людьми.

 

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие (развитие памяти, внимания и особенно интеллекта) .
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. (сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у ребенка непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению (воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний).

 

Подготовка к школе должна помочь ребенку созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста.

 

Итак, что должен знать и уметь ребенок уже перед школой?

Он должен называть:

  • ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
  • Самые распространенные растения, животные;
  • Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году; Цвета, виды спорта и популярные профессии;
  • Имена известных писателей, поэтов;
  • Основные правила дорожного движения;
  • Праздники.

 

Он должен понимать разницу между:

  • «право» и «лево»;
  • улицей, городом и страной;
  • фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
  • зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
  • буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).

 

Он должен уметь:

  • Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
  • Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
  • Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
  • Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
  • Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
  • Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
  • Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.

 

 

Критерии подготовленности ребенка к школе:

 

  1. Нормальное физическое развитие и координация движений.

Достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой

 

  1. Желание учиться

Наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

 

  1. Управление своим поведением.

Способность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке, целенаправленное наблюдения явлений и запоминания информации.

 

  1. Владение приемами умственной деятельности.

Владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала

 

  1. Проявление самостоятельности.

Стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи

 

  1. Отношение к товарищам и взрослым.

Умение работать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми, считаться с интересами и желаниями окружающих.

 

  1. Отношение к труду.

Сформированное желание трудиться для себя и других, осознание ответственности и важности выполняемого поручения.

 

  1. Умение ориентироваться в пространстве и тетради.
    Знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и другими ребятами. Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных подготовительных курсах или с индивидуальным преподавателем.

 

 

Подготовка к школе в домашних условиях

Главное в домашней подготовке – не гнаться за формальными результатами, т.к. каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные особенности.

Не используйте фразу «ты должен» и не сравнивайте с другими детьми – этим можно спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности.  Нужно превратить процесс в удовольствие через веселую игру.

Чтобы у ребенка появилось понимание ценности обучения можно делать простые на первый взгляд вещи, которым многие не уделяют должного внимания:  общаться с ребенком как можно больше, отвечать на его вопросы, уделять ему, вместе читать. Обучать можно на прогулке на улице, считая лужи или машины. На домашние занятия могут приходить любимые игрушки и герои сказок. После просмотра мультиков можно обсудить, что понравилось, а что нет, кто из персонажей был прав, кто- нет. Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Также важно учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.

Слишком сильно давить, заставляя что-то учить до школы, нельзя. Результаты будут только негативными. Поэтому просто любите своих детей, наблюдайте и в меру сил обучайте. Если же возникнут проблемы, всегда можно обратиться за помощью к профессиональному педагогу.

Чем репетитор лучше мамы или папы?

Большинство считают, что научить писать, читать и считать под силу и родителям. Да, это возможно, однако бывает так, что  непрофессиональный подход становится началом конца и напрочь лишает ребенка желания хорошо учиться. Мамы и папы не имеют достаточно терпения, да и объяснить тот или иной феномен для них порой очень непросто.

Репетитор для дошкольника – профессиональный педагог, владеющий методиками преподавания дисциплин в младшей школе и ориентирующийся в возрастных особенностях именно этой категории детей.

 

Плюсы подготовки к школе с репетитором

  •  профессиональный подход к урокам;
  •  концентрация именно на самом занятии (ведь мама обычно отвлекается на массу посторонних дел);
  •  возможность повысить самооценку ребёнка и его уверенность в себе;
  •  доступные пояснения материала с учётом индивидуальных особенностей конкретного малыша.

 

Без­ус­лов­но, за­ни­мать­ся с ре­бен­ком до­ма нужно, но для бо­лее успеш­ной под­го­тов­ки мож­но вы­брать про­фес­си­о­на­ла, который бу­дет ра­бо­тать с бу­ду­щим пер­вок­лас­сни­ком.