Летний семестр: нужно ли детям учиться на каникулах

Мнение психолога о том, нужно ли детям учиться на летних каникулах

 

Распуская учеников на летний отдых, учителя вручают им списки заданий для внеклассных занятий. Мнением о том, нужно ли детям проводить три месяца за штудированием книжек, поделились детский и семейный психолог Лариса Россол и воспитатель-преподаватель детского развивающего центра Евгения Пелых.

Учителя в один голос жалуются, что после долгого перерыва весь сентябрь им приходится собирать мысли и знания учеников в кучу – так трудно им возвращаться в колею. Мол, лучше уж и не распускать их на полную волю, пусть держатся в тонусе все каникулы. Действительно, после длительного отпуска трудно перестроиться и влиться в рабочий процесс, мозг и руки быстро привыкают к ничегонеделанию. Чтобы тренировать их, необязательно корпеть над задачниками: детские головы можно заставить трудиться не из-под палки, а с огоньком.


Каждому – по возможностям и потребностям

Школьная программа даже в рядовых школах так насыщенна, что дети в течение учебного года отдыхать не успевают, и полноценный релакс летом – единственный способ помочь расслабиться мозгу и выплеснуться скопившимся негативным эмоциям, напряжению. Лишать растущий организм полноценных каникул не рекомендуется, а если уж браться за занятия, то лучше сугубо творческие – рукоделие, рисование, лепка, пальчиковые краски. Творчество способствует развитию не только талантов, но и интеллекта вообще. Хороши для этого и физические нагрузки, будь то морские купания или беготня в деревне у бабушки. Пусть всего будет в меру, и даже выданный в школе список литературы адаптируйте для своего читателя: если ребенок не успевает прочитать к сентябрю весь перечень (который, к слову, давит на него морально все лето), у него появляется подсознательное, а то и явное, чувство вины. Идеальный вариант – когда учительница сама, зная возможности каждого подопечного, поручала бы одному 15 произведений, а другому – 5.

 

Дружбой и дипломатией

Бывает, задания из школы проигнорировать нельзя. Тогда пусть родители хорошенько проанализируют их и оставят к выполнению столько, чтобы в день ребенок был занят не более 30-40 минут, маленький – 15-20. Если вы предложите ему, скажем, по нечетным числам после завтрака позаниматься, за что наградите его дополнительной серией мультика, мороженым или походом в зоопарк, то к такому режиму школьник легко привыкнет. Главное, не вымучивать эти домашние задания, чтение мимо строк – бесполезность и часто нервотрепка для всей семьи.

Демонстрируйте, что это не продолжение школьных уроков, а способ разнообразить летний отдых с пользой. Не любит читать художественную литературу – начните разговор о «Мадам Бовари» с дружеского рассказа, при каких обстоятельствах сами прочитали роман, какое он произвел впечатление. Обсудите финал и героев, согласитесь с ним, что книжка скучноватая, но обещайте, что «Робинзон Крузо» будет интереснее, вот увидишь». Перво- и второклашкам следует читать именно вслух, сможете слушать и комментировать, чтобы не скучал. А математические задачи лучше брать из внеклассных задачников (что может быть тоскливее надоевшего учебника?) и устраивать брейнсторм 1-2 в неделю (но только регулярно).

Занятия на каникулах

Задача родителей – всячески поддерживать ребенка и описательно (а не оценочно) хвалить: ты сегодня достиг больше, чем за всю прошлую неделю, решил задачу быстрее, чем умел решать два месяца назад. Реплики вроде «соседская Лена уже все переписала, а ты, недотепа, все над первой страничкой сидишь» не допускайте даже мысленно. За успехи – поощрять, над ошибками работать, но не порицать ребенка. Плохие оценки заставляют детей оценивать сверстников, а не радоваться за них. Переживая о своей конкурентоспособности, школьник утрачивает способность нормально общаться.

 

Обучаем, играючи

Если же разминки для ума – ваша инициатива, то потрудитесь сделать их увлекательной игрой. Писать и сочинять – составляя письма-рассказы друзьям и бабушкам, подтягивать арифметику – считая рыбок в море, деля ягоды для компота по банкам. Подключайте ребенка к расчетам количества сахара на килограмм варенья, проектированию собачьей будки и планированию четких геометрических клумб. Можно вместе с папой вникать в тайны IT-мира, подсчитывать рабочие часы, НДС и зарплату с мамой-бухгалтером, научиться делать фокусы по законам физики и химии. Обычно хорошо идут бизнес-проекты – современным детям приятно фантазировать, сколько денег нужно заработать на вожделенную вещь или сколько дохода приносил бы собственный магазинчик, кафе. Посадите его за кроссворды, головоломки, шарады, ребусы и судоку, попросите написать сценарий домашнего праздника, придумать конкурсы или разучить новую песню. Иностранные языки практиковать летом проще всего – достаточно накачать интересных мультиков и фильмов, сериалов на языке оригинала с субтитрами или без, распечатать тексты песен любимых исполнителей и слушать их с ребенком, улавливая на слух знакомые слова, уча новые речевые обороты. Или подготовить парочку игр-методик изучения новых слов, одним словом, погрузить «студента» в языковую среду без зубрежки.

 

Чего маме нельзя:

  • игнорировать естественные наклонности ребенка: каникулы – время поиска и развития своего «я», для занятий, на которые не хватало времени весь год;
  • проверять выполненные задания, как контрольную работу, оценивать и ругать за ошибки: у ребенка отдых, а не экзамен, он имеет право не быть скрупулезным;
  • выполнять задания за ребенка – если так, то зачем они вообще нужны?
  • наказывать за неуспеваемость, добавляя новые задания, – вызовет только протест и отвращение к предмету;
  • нагружать, как Золушку, десятью делами одновременно: сначала книжки, а через время – мытье посуды.

Автор Татьяна Малиновская